Итак, вы решили заняться импортом или экспортом товара.

Есть товар, есть желающие и ожидающие его клиенты, и вы уже радостно подсчитываете планируемую прибыль, но как зачастую оказывается: логистика с ее кажущейся простотой может спокойно «съесть» Ваши будущие дивиденды и не подавиться, а то и вовсе ввести в убыток.

Почему же? Если на рынке такое огромное количество «профессионалов», куча (не постесняемся этого слова) представителей зарубежных перевозчиков, транспортных концернов, тьма тьмущая таможенных представителей, агенты, брокеры, экспедиторы, которые привезут все «надежно, быстро и под ключ». И вот среди всего этого многообразия, если самому не понимать суть вопроса, к сожалению, первая поставка с большой вероятностью не будет столь прибыльной как ожидалось. Потом же, с опытом, все может устаканится, придёт какой-то более или менее удачный вариант по доставке и оформлению. Однако время будет потеряно. В целом само слово «логистика» уже частенько вызывает нервные подергивания у учредителей, так как вместо того, чтобы ассоциироваться с экономией средств, обычно вызывает дополнительные затраты и вырастает айсбергом на пути к извлечению желанной прибыли.

Почему так происходит? Причин здесь несколько, хотя все они достаточно простые.

Мало профессионалов в Логистике!

Логистика - это серьезная наука. При высоком уровне спроса на логистов нехватка действительно профессионально-подготовленных специалистов достаточно ощутима. Часто логистов ассоциируют только с транспортной деятельностью, что в корне не верно.

В России только недавно стали открываться профильные направления в ВУЗах и многие до сих пор пытаются увязать логистику только лишь с транспортировкой, упуская из виду то, что логистика — это, прежде всего, грамотное построение всех процессов, входящих в цепочку доставки грузов; соответственно, образование специалиста должно быть основано на инженерном подходе к процессам и подкрепляться юридическими и экономическими знаниями. Иными словами, если вы решили привезти себе заводик, то логист должен грамотно расставить по полочкам все ваши потребности, разложить по составляющим, упростить до маленьких легковыполнимых задач и расписать последовательность действий, то есть по сути свести все к простому и четкому алгоритму. Этот логист не должен разбираться во всех технических нюансах вашего завода, не должен лезть с головой в вашу бухгалтерию, погружаться в ваш бизнес целиком, но он должен войти в процесс ровно настолько, чтобы выделить все, что вам необходимо для счастья. И тут не важно, на самом деле, импорт это, экспорт, агентские услуги по закупке товара или что-то другое. Ответственность логиста состоит в четком выявлении того, что вам нужно и что для этого требуется от вас. С виду кажется все просто, но на деле, что с импортом, что с экспортом часто начинается беспорядок и мышиная возня, особенно с момента прибытия груза в порт: разделение ответственности, штрафы, простои. Все это по причине отсутствия комплексного подхода к работе и отсутствие надлежащей квалификации у логиста.

Россия — не Европа!

Россия — не Европа, хорошо бы или плохо это ни было, но в России каждый таможенный пост, каждый портовый терминал имеет свои, так называемые, традиции «делового этикета».

Про нашу бюрократию можно рассуждать долго и нудно, но тут нужен просто опыт работы и здравый взгляд на вещи. Для нас он состоит в том, что мы честно работаем в заданных условиях, а не боремся с системой и если принято получать какую-то специфическую бумажку для решения конкретного вопроса, мы ее получаем, а не водим носом, что мол «плавали, знаем». Кстати, особенно сложно бывает с этими вопросами у коллег, которые являются представителями иностранных логистических операторов, так как в стандартную схему работы наша таможня вписывается с трудом. При наблюдении за иностранными коллегами, складывается такое впечатление, что до прихода на российский рынок никто из них вообще не думает, что с российской таможней могут быть какие-то сложности, в Европе ведь таможенные формальности не отнимают ни времени, ни денег. У нас же надо быть готовым отстоять, доказать, предоставить и т д. Причем если вам посчастливится найти дешевый по себестоимости товар, то таможня будет с недоверием относиться к вашему контракту, показывая вам, что аналогичный товар возят по совершенно иным расценкам. Если стоимость отличается в разы, то надо быть готовыми к корректировке стоимости и уплаты с нее таможенных сборов, и далее, по отработанной схеме, предоставляя доказательную базу по своей реальной низкой цене, возвращать себе средства. Правильный путь — это путь взаимодействия с государством, а не борьбы с ним, путь понимания своих возможностей, прогнозирования результатов и четкое знание, что и когда надо делать, по какой лестнице подниматься при решении своих вопросов.

Игра в испорченный телефон!

Отсутствие комплексного подхода, пинг-понг с перебрасыванием ответственности, неслаженность и нескоординированность работы между брокерами, экспедиторами, агентами морских линий и пр.

Недостаток коммуникации между участниками процесса. Для решения задач таможенного оформления, доставки и ВЭД нужен комплексный подход и четко прописанная ответственность, поэтому здесь хорошо работает принцип «одного окна». На практике часто при задержках и неудачах в оформлении брокер кивает на экспедитора, экспедитор на линию, линия на отправителя, либо все вместе на клиента, который из-за такой несогласованности в итоге терпит убытки. Для того, чтобы избежать подобных неприятностей, разыскивая, откуда "ноги растут" в случае, к примеру, с несвоевременным возвратом контейнера, внезапно потерявшейся товарно-транспортной накладной или каким-либо сертификатом на этапе таможенного оформления груза, целесообразнее будет обращаться к агенту, который возьмет на себя все бумажные вопросы, переговоры с контрагентами и отследит движение груза по всему маршруту из точки А в точку Б.

Введение

О Компании

Глава
Первая

Импорт — экспорт
товаров

Глава
Вторая

Классификация товаров
по ТН ВЭД ЕАЭС

Глава
Третья

Внешнеэкономические
контракты

Глава
Четвертая

Сертификация

Глава
Пятая

Сопроводительные документы

Глава
Шестая

Услуги по Логистике

Глоссарий

Термины
Инкотермс